Форум церковного музыкального искусства
в Московской Духовной Академии

С 19 по 21 октября 2004 года в стенах Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре состоялся 6-й семинар преподавателей церковного пения и музыкальных дисциплин Семинарий и Духовных училищ епархий Русской Православной Церкви. О том, как проходил этот форум, об истории его возникновения, целях и задачах нам рассказал один из членов его Оргкомитета, сотрудник Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Дмитрия Разумовского, доцент Н. Г. Денисов.

- Семинар преподавателей церковного пения и музыкальных дисциплин Семинарий и Духовных учебных заведений является на сегодняшний день единственным официальным форумом в Русской Православной Церкви, посвященным вопросам церковного музыкального искусства.

Никому не надо доказывать значимость пения в богослужении. На протяжении всей истории христианства Св. Отцы Церкви неоднократно писали о предназначении пения, звучащего в храмах, о том, каким критериям оно должно соответствовать, часто сетовали на плохую реальную практику. Пение, подобно, другим видам искусства, часть богослужения. В этом отношении, оно несет прикладной характер. Его назначение - пропевать, озвучивать тексты молитвословий. За историю христианства, естественно, менялись певческие стили. В каждой церкви, в каждой стране складывались свои музыкальные традиции. Но одно качество оставалось неизменным - высокая духовность лиц, принимающих участие в службе и высокий уровень их музыкального профессионализма. И то, и другое требовали многолетнего обучения. Обо всем этом можно долго говорить, об этом написано много книг. Не являлась исключением в этом отношении и Русская Православная Церковь.

Все мы хорошо помним период начавшегося нового возрождения нашей Церкви на рубеже ХХ-ХХI веков. Этот процесс, в принципе продолжается и сейчас. Открываются храмы, создаются учебные заведения, издается литература, выпускается церковная утварь, проходят православные ярмарки, существуют православные передачи и даже радиостанции. В ряду всех этих начинаний развивается и церковное музыкальное искусство. Не сосчитать количества хоров, поющих православную музыку, причем, не только нашей стране, но, и, особенно, рубежом. Выходят массовыми тиражами ноты, компакт диски, проходят фестивали православного музыкального искусства. За этим потоком очень трудно уследить. Только в Москве существуют уже несколько учебных заведений, в которых готовят регентов и певцов для храмов: регентская школа Московской духовной семинарии, регентский факультет в Свято-Тихоновском Богословском институте, регентские курсы под управлением Е. Кустовского, регентские курсы при Свято-Даниловом монастыре, наконец, открылась специальная Московская регентская семинария. При таком богатом расцвете учебных заведений и обилии хоров (благо, недостатка в певцах в Москве нет, учитывая сеть светских средних и высших учебных заведений) не убывает и число проблем. Большая часть педагогов, хормейстеров, певцов - это лица со светским музыкальным образованием, но не имеющих духовного образования. Священноначалие же, как правило, не имеет профессиональной музыкальной подготовки. Больше того, при обучении будущих пастырей, музыкальные дисциплины остаются на последнем месте. Так вот, именно этой, актуальной проблеме, посвящены проходящие на протяжении 10 лет Семинары в Московской Духовной Академии.

- Как все это начиналось?

- В 1990-е годы ХХ столетия в Москву на научные конференции, посвященные вопросам церковного музыкального искусства, стал приезжать регент Лондонского кафедрального собора протоиерей Михаил Фортунато. Этот православный храм (юрисдикции Московского Патриархата) известен на весь мир тем, что в нем много десятилетий служил знаменитый митрополит Антоний Сурожский. Регентом же в нем является, как я уже назвал, протоирей Михаил Фортунато. Тогда-то мне посчастливилось с ним познакомиться. Так получилось, что я предложил ему поехать в Смоленскую семинарию и прочесть там ряд лекций о церковном пении. Поездка оказалась на редкость удачной и даже, в чем-то, промыслительной. Присутствуя на всех занятиях, лекционных и практических (при работе с хором), я понял, что отец Михаил попал в свою среду. Слушавшим его студентам не надо было объяснять азы церковной службы, жанры. Они понимали все с полуслова. Он объяснял им не просто какие-то музыкальные вещи. Нет. Он говорил о церковности пения, его богословии. Возвращаясь обратно в Москву, мы подробно стали обсуждать прошедшие занятия, а также цели и задачи, которые стоят перед Церковью, ее музыкальным искусством. Так родилась мысль начать проводить Семинары преподавателей церковных дисциплин духовных училищ. Ведь, в конце концов, им же надо общаться между собой, обмениваться опытом.

Для того, чтобы осуществить этот проект, необходимо было решить две проблемы: получить разрешение, то есть взять благословение у духовного руководства и иметь финансовое обеспечение. По первому вопросу отец Михаил обратился с письмом к ректору Московской Духовной Академии, председателю Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископу Евгению. Тот с радостью благословил это начинание. Решение второго вопроса взял на себя также отец Михаил. Он стал искать деньги в Англии. Так, на спонсорские деньги православных англичан в течение 10 лет в России стал проходить официальный форум, посвященный вопросам церковного музыкального искусства Русской Православной Церкви.

- Расскажите о прошедших семинарах.

- О семинарах можно рассказывать много и долго. Они имеют уже свою историю. Поэтому всех, кого это интересует, я отошлю к недавно вышедшей небольшой книге преподавателя Костромской семинарии Н. В. Балуевой "Протоиерей Михаил Фортунато. Регентский жест в литургическом контексте" (она, кстати продается в нашем Центре русской церковной музыки им. прот. Димитрия Разумовского в Московской консерватории). Я же ограничусь самыми краткими сведениями.

В 1994 году прошел первый семинар. Он обозначил цели и задачи, которые стоят перед преподавателями церковных дисциплин в семинариях при подготовке будущих священнослужителей. На это я хочу обратить особое внимание. Чаще всего, при разговорах о церковном пении имеют в виду регентов. Это важная, но особая сфера. Но не надо забывать, что священнослужители должны быть музыкально образованными людьми. Как выражается один из самых авторитетных регентов нашего времени архимандрит Матфей (Мормыль): "У священника должна быть культура возгласа". На семинаре была образована Певческая комиссия, куда вошли представители разных епархий, авторитетные регенты и специалисты в области церковного музыкального искусства. Председателем ее до настоящего времени является отец Михаил Фортунато. Комиссия стала и оргкомитетом, который занимается подготовкой семинаров, их проведением, подведением итогов, подбором докладчиков, специалистов-практиков и т. д. Материалы каждого семинара потом расшифровываются, а доклады первого форума уже опубликованы. Предстоит публикация и последующих семинаров. Кроме этого, за истекшие годы, стараниями комиссии были изданы: "Богослужебное пение Русской Православной Церкви" И. А. Гарднера, "Спутник псаломщика", "Учебник церковного пения" В. А. Вахромеева, а также произведения А. Д. Кастальского: "Октоих" и "Постная Триодь". Финансирование осуществлялось, в основном, опять же благодаря спонсорской поддержке о. Михаила.

Каждый семинар строится следующим образом. Намечается определенная, актуальная, тема. Например: "Рождество Иисуса Христа" (в 2000 году), "Всенощное бдение", "Октоих" и т. д. Обозначенная тема освящается с разных сторон. Подбираются специалисты, которые знакомят с историей возникновения и формирования праздника, или типа книги, вида службы, его гимнографией, что очень важно, его богословием. Затем, ряд докладчиков раскрывают то, каким должно быть музыкальное наполнение служб, с точки зрения указаний Устава, сложившихся традиций Церкви, и, существующими музыкальными произведениями. Как видите, идет комплексное освещение темы. Богословие и музыка взаимосвязаны, органически дополняют друг друга. Следствием этого и выявляется, каждый раз, понятие церковности пения. Ведь именно таким должно быть преподавание пения для священников. Имея полный багаж знаний, придя служить на приход, он не будет безропотно подчиняться первому попавшемуся регенту, а профессионально готовиться к службе.

Другая, большая часть времени, на семинарах посвящается практическим вопросам. Представители всех епархий делают отчет о том, в каком состоянии находится преподавание церковного пения на местах, говорят о программах, количестве часов, отводимых на музыкальные предметы, кадрах преподавателей, учениках и т. д. Наконец, всегда проходят практические хоровые занятия с самими участниками семинара. Ведущие регенты, такие как о. Матфей, о. Михаил и другие показывают принципы своей работы с хором, разучиванием репертуара.

- Каковы отзывы участников семинара?

- Они всегда кланяются до земли в знак благодарности. Ведь это, в своем роде, единственный праздник певческого искусства. Семинары для них как глоток свежего воздуха. Каждый раз звучит одна и та же просьба - проводить семинар ежегодно. Постоянно слышна и другая тема, простите за резкость, равнодушного отношения к вопросам пения со стороны священноначалия (в большинстве епархий), а также, плохая материальная база, отсутствие нот и программ, учебников.

- Что Вы можете сказать о последнем семинаре?

- Во-первых, хочется выразить слова благодарности преподавателю Регентской школы Московской духовной семинарии Л. Г. Стальской и преподавателю Московских православных регентских курсов (руководитель - Е. С. Кустовский) Олегу Мартынову (они также члены Оргкомитета) за огромную работу при подготовке семинара. Сроки для подготовки были очень маленькими, что было связано со здоровьем о. Михаила.

Но зато семинар оказался одним из самых лучших. Прозвучали на редкость интересные доклады, которые никого не оставили равнодушными. Возникало много дискуссий, споров. Последний семинар еще раз показал, как необходима связь ученых и богословов, теоретиков и практиков. Примером этому может служить доклад профессора Московской консерватории И. Е. Лозовой, посвященный истории формирования певческой книги "Октоих". Все преподаватели семинарий были просто шокированы, когда узнали, что согласно научным изысканиям не сохранилась книга Октоих времени самого Св. Иоанна Дамаскина, которому приписывается ее создание. Большинство из них считало, что И. Дамаскин написал созданные им напевы специальной нотацией. На самом же деле византийская нотация возникла к сер. Х в. Вот пример органического союза светской науки и церковного богословия. А какой резонанс имеют выступления профессора консерватории Н. А. Мясоедова. Он показывает тонкие различия между законами академической гармонии и церковным Обиходом, демонстрируя сразу все на рояле.

Вообще, следует подчеркнуть, этот семинар был подготовлен и проведен силами Научного Центра русской церковной музыки им. прот. Димирия Разумовского Московской консерватории и регентскими курсами под руководством Д. Кустовского. Что же касается богословских докладов, это тоже следует подчеркнуть, то, как правило, их читает о. Михаил. И это очень важно, так как он является выпускником знаменитого Свято-Сергиевского Богословского института в Париже, живым учеником всемирно известных православных богословов ХХ столетия: А. В. Карташева, архимандрита Киприана (Керна), В. В. Зеньковского и других.

- Наконец, каковы перспективы Семинара?

- Мы подошли с Вами к самому печальному вопросу. На Семинаре о. Михаил заявил о том, что он по состоянию своего здоровья уходит на покой у себя в храме (в Лондоне). Он не в состоянии больше руководить подготовкой, финансированием семинара. Единственно, если, как выражаются, Бог даст здоровья, готов приезжать для того, чтобы выступить с докладами. Обо всем этом о. Михаил проинформировал не только владыку Евгения, как председателя Учебного комитета, но и членов Священного Синода РПЦ. Каково будущее единственного официального семинара, посвященного вопросам церковного музыкального искусства - я не знаю. Хочется надеяться, что духовно-административное руководство Русской Православной Церкви не останется к нему равнодушным.

С Н. Г. Денисовым беседовала А. Г. Григорьева


Интервью с О.В.Мартыновым, посвященное тому же семинару, можно посмотреть здесь.