П.Г. Чесноков. "Хор и управление им"План домашней работы дирижера над сочинением, избранным им для выучивания с хором1. Выучить музыку сочинения и играть ее на рояле. 2. Рассмотреть сочинение с точки зрения музыкальной формы и определить ее. 3. Найти в сочинении аккорды, лежащие вне ансамбля, и, если они есть, соответственно обработать их. 4. Произвести анализ сочинения по строю и пометить как в партитуре, так и в хоровых партиях обозначения способов исполнения (стрелки). 5. Произвести анализ сочинения с точки зрения нюансировки и разобрать подробно схему нюансов. 6. Произвести анализ текста, наметив для хора задания по дикции и подчеркнув наиболее трудные для произношения слоги и слова. 7. Рассмотреть сочинение с точки зрения дыхания и расставить соответствующие знаки как в партитуре, так ив хоровых партиях. 8. Усвоить общий темп сочинения и частные отклонения от него. 9. Рассмотреть контрапунктические места сочинения и определить (разметить) нужные для них нюансы. 10. Наметить план проработки сочинения с хором по первой фразе основного периода (мозаичный разбор), разбив его на куски и установив порядковую очередь для хоровых партий, наметить такой же план работы по строю и нюансам. 11. Определить практические приемы дирижирования, нужные для выработки ансамбля, строя и нюансов. 12. Уяснить стиль сочинения (гармонический, контрапунктический, и т. д.) и выработать дирижерские приемы, соответствующие специфике того или иного стиля. 1. Выучить наизусть текст без музыки и читать его как самостоятельное литературно-художественное произведение. 2. Выявить основные образы, картины, движения и действия, воспроизведенные в тексте. 3. Выяснить и определить свое отношение к выявленным образам, картинам, движениям и действиям. 4. Подготовить для занятий с хором разбор текстового содержания прорабатываемого сочинения, имея задачей вызвать у певцов те чувства, которые предстоит художественно выразить при исполнении сочинения. 5. Установить, насколько музыка своим содержанием совпадает с содержанием текста, т. е. насколько правильно и полно она его выражает. 6. Найти технические расхождения композитора с поэтом, если они имеются, и наметить способы сгладить их при исполнении. 7. Продумать и прочувствовать способы претворения творческого замысла в художественное исполнение. 1. Техника помогает вдохновению, а потому выучивай сочинение с хором прежде всего технически совершенно. 2. Не берись за работу над сочинением, которого не воспринимаешь полностью своим сознанием и чувством. 3. Если, работая над сочинением, ты заметил, что хор не воспринимает его потому, что оно ниже возможностей хора, сними это сочинение с работы. Еcли же сочинение для хора трудно, развивай и совершенствуй хор в работе над более легкими сочинениями, а в дальнейшем возвращайся к временно оставленному трудному сочинению. 4. Помни, что ты руководитель в своем деле; сознание ответственности поможет тебе в преодолении многих трудностей. 5. Не приходи к хору с сочинением, предварительно тобою не изученным, не проанализированным всесторонне. 6. Если хор поет плохо, вини в этом не его, а самого себя. 7. При управлении хором будь всегда хотя бы отчасти на подъеме; отсутствие подъема ослабляет исполнение. 8. Не обесценивай сочинения чрезмерно частым исполнением. Если заметишь ухудшение качества исполнения и появление ошибок, сними сочинение с репертуара месяца на два, а потом дополнительно проработай его. 9. Не вводи в репертуар хора сочинений идейно и художественно незначительных и слабых. 10. На занятиях с хором не будь груб; это унизит тебя в глазах хора, а делу принесет только вред. Будь оживленным, изобретательным, остроумным; завоевывай авторитет у хора интересными занятиями и артистическим исполнением выученных сочинений. 11. Не увлекайся одним каким-либо автором; это породит однообразие. Бери у каждого автора лучшее и ценное. 12. На занятиях чрезмерно не утомляй хора: при усталости не будет продуктивной работы. 13. Перед выходом на эстраду возьми 2-3 глубоких, медленных дыхания; это благоприятно действует на нервную систему. 14. Выйдя на эстраду, не оглядывай публику и не успокаивай ее. Встав на свою эстрадку, сделай хорошую выдержку, дождавшись полной тишины в зале и должной настроенности хора; избегай, однако, излишней передержки. 15. Тщательно и подробно проинструктируй хор в отношении порядка выхода на эстраду, ухода с нее и манеры держаться перед публикой. Внешний порядок создает должное впечатление серьезности и дисциплинированности. Обрати также внимание и на однообразие одежды у певцов. 16. Впервые придя в новый для тебя хор, не забывай, что он жил до тебя своей жизнью, своими привычками и традициями. Остерегись слишком поспешно их разрушать: присмотрись, оставь все хорошее, а плохое постепенно замени лучшим. 17. Не будь многоречив с хором: говори только то, что необходимо и принесет практическую пользу. Помни, что многословие утомляет хор: будь воздержан и в жестах, и в словах. 18. На занятиях не заставляй хор бесцельно повторять одно и то же; при каждом повторении сначала поясни, зачем ты это делаешь, иначе доверие к тебе хора начнет постепенно падать. 19. Оставайся всегда строгим в требованиях к себе, как к дирижеру и как к человеку; это обеспечит нормальные взаимоотношения с хором. 20. Поддерживай в хоре атмосферу творческого содружества и единодушия. 21. Будь для хорового певца старшим товарищем в самом лучшем смысле этого слова; в то же время будь требователен в работе. 22. Изучая с хором сочинение, указывай певцам на лучшие по замыслу и по музыке части и детали его; этим ты будешь воспитывать в них эстетическое чувство. 23. Если ты не сумеешь возбудить в певцах чувство восхищения художественными достоинствами исполняемого сочинения, твоя работа с хором не достигнет желаемой цели. 24. Дирижер, которому не удается вызвать чувства художественного удовлетворения в слушателях - не художник. 25. Если сам ты не испытываешь удовлетворения и не находишь радости в занятиях, то и певцам ничего не дашь. Такие занятия считай неудачными. 26. Во всякое технически сухое занятие старайся внести одушевление и интерес. 27. Изучай каждого певца как человека, вникай в его психологические особенности и сообразно этому подходи к нему. 28. Цени и уважай хорового певца, если хочешь чтобы и тебя ценили и уважали в хоре; взаимное уважение и доброжелательство - необходимые условия для художественной работы. 29. Помни, что хоровое искусство является одним из проявлений человеческой культуры. P.S. Хотя эти советы взяты из книги, адресованной светским музыкантам - хоровым дирижерам, однако, на наш взгляд, за немногими исключениями почти все они не только применимы, но и крайне полезны для любого регента. |