Беседа с игуменом Андроником (Трубачёвым)

- Отец Андроник, прежде всего, хотелось поговорить с Вами о творчестве на ниве церковного пения Вашего отца - диакона Сергия Трубачева. … Как о.Сергий начал сочинять, на произведения каких церковных композиторов опирался, почему у него появилась потребность в церковном творчестве?

- Его отец - Зосима, ныне канонизированный среди новомучеников, был регентом (о.Павел Флоренский – отец жены (тесть) о. Сергия - тоже любил петь церковные песнопения, в музее есть фотография, где он поёт по нотам с детьми). Поэтому о.Сергий знал церковную музыку с детства. До 80-го года он не сочинял. Работал симфоническим дирижёром в Карелии, потом преподавал дирижирование в Институте им. Гнесиных (Сергей Зосимович в своё время учился у выдающегося дирижёра – Гаука). Тем более, насколько вы знаете, в советское время сочинение церковных песнопений не могло получить своего дальнейшего воплощения. О.Сергий начал сочинять по уходе на пенсию.

- В Институте им. Гнесиных он преподавал именно хоровое дирижирование?

- Я помню, что он преподавал и оркестровое и хоровое дирижирование, но на кафедре оркестрового. Сергей Зосимович разработал программы и методики по дирижированию, по которым до сих пор учатся студенты. Во время перестройки их пытались поменять, но потом поняли, что они всё равно лучше новых и вернулись к ним. Многие даже не знают, что их составлял Сергей Зосимович.

- А где сейчас их можно достать?

- Часть находится в личном архиве, а часть – на кафедре дирижирования в Гнесинском институте. Ученик Сергея Зосимовича – Павел Ландо хотел заняться этими программами, он, видимо собрал уже какой-то материал. А методички по дирижированию Вы сами можете поспрашивать в институте.

- О. Сергий начал писать по вдохновению или по надобности, на заказ?

- По вдохновению, просто ему захотелось сочинять. А на пробу свои первые сочинения он отдал о. Матфею. Сочинения о.Сергия о.Матфею понравились, и дальше он стал уже заказывать некоторые песнопения (например, светильны и причастны 12-тым праздникам).

- На какой хор рассчитывал Сергей Зосимович, сочиняя свои песнопения?

- На хоры о.Матфея – мужской и смешанный. О. Сергий вообще ходил только в один храм, и у него был тесный круг общения. Потом уже к нему стали приезжать регенты из Новоспасского монастыря, Харькова, Московской Патриархии, Валаамского монастыря и других, но это только, когда его сочинения, благодаря о.Матфею стали известными. Сергей Зосимович много общался с дьяконом - о.Сергием Боскиным, ныне покойным. Он считал его эталоном дьяконского служения. Сергею Зосимовичу нравились в нём такие качества, как строгость и спокойствие. Он вообще любил эти качества в Богослужении. Сейчас, пожалуй, не могу назвать протодиакона, который бы во всём соответствовал вкусу Сергея Зосимовича. О.Сергий Боскин был воспитан на распевах Зосимовой пустыни в Черниговском скиту и приносил их о.Матфею. Сергей Зосимович, о.Матфей и о.Сергий Боскин втроём обсуждали репертуар хора, стилистику песнопений, сочинения Сергея Зосимовича. О.Матфей допускал Сергея Зосимовича на спевки хора, разрешал ему делать замечания и даже поручал ему проводить репетиции.
Сергей Зосимович не любил концертность в пении, это было ему чуждо. Например, ему не нравился хор известного регента Матвеева – на Ордынке.

- Кстати, не могли бы вы рассказать, что говорил Сергей Зосимович о манере исполнения, о светском и церковном характере в пении?

- Здесь лучше почитать его статьи о Церковном пении, опубликованные в "Журнале московской патриархии" и других журналах. Эти статьи точнее передают отношение Сергея Зосимовича к церковному пению, его взгляды по этому вопросу. Так же о деятельности о.Сергия можно прочесть в книге Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки 20-го в.», выпущенной издательством «Прогресс» (ссылки на статьи в журналах см. в приложении).

- И всё-таки кто из церковных композиторов был наиболее близок о.Сергию?

- Трудно сказать… Наверное, Московская школа в совокупности. Но, думаю, что Кастальский был ближе, чем Чесноков. Ещё Сергей Зосимович любил Рахманинова, просто, как композитора и музыканта.

- Говорил ли что-нибудь Сергей Зосимович о совмещении пения и молитвы?

- Как это так? Какие слова поёте, теми и молитесь, или можно ещё как-то по-другому?

- Просто, понимаете, регент отвлекается на то, чтобы дать тон, открыть книгу, следить за службой, за строем хора и т.д., он не может сосредоточиться.

- Макарий Великий говорил, что он и одной минуты не может сосредоточиться на Боге. Вот тебя оставь сейчас одну в комнате, ты что, на долго сосредоточишься? Да ты даже 5 минут так не просидишь. А потом молитва, это разве какая-то медитация? Когда к Иоанну Кронштадтскому приехал чиновник из церковной комиссии, чтобы проверить, правильно ли он служит, то вместо того, чтобы проверять, проплакал всю службу. И, когда наступило время Причастия, о.Иоанн позвал его причащаться. Чиновник удивился и стал говорить, что он не собирался причащаться и не готовился, а о. Иоанн сказал: «Как же ты не готовился, когда ты проплакал всю службу?». Мы просто не умеем молиться вообще, не умеем совмещать какое-либо дело с молитвой. А вы, молодёжь, высокого о себе мнения – сосредоточиться, молиться… Нужно стяжать дар молитвы, а во время регентования пения или ещё какого-нибудь занятия – это уже значения не имеет.

- Но, знаете, часто бывает, отвлекаешься на музыку, на ноты, а слова произносишь формально.

- А почему отвлекаешься, ты же поёшь знакомое песнопение, знакомую мелодию?

- Иногда и незнакомую. Бывает, регент достанет совершенно новые ноты, и пой с листа…

- Это какой-то странный регент, и даже спевки не устраивает?

- В современной ситуации часто нет времени на спевки.

- А в чём тогда смысл так поступать?

- Допустим, на спевку времени нет, а хочется спеть что-то новенькое, сменить старый репертуар. Да и певчим  надоедает одно и тоже, они жалуются на однообразие.

- Что значит «надоедает»? У хора должен быть более ли менее постоянный репертуар, и его надо придерживаться. Церковь предлагает нам традиционность – осмогласие, например. В нём есть разнообразие, но в рамках 8-ми гласов. Вот возьмите себе несколько Херувимских и меняйте их, а зачем вам 25? Потом и у монастырей есть своя традиция – распевы Киево-Печерской Лавры, Валаамского монастыря, Зосимовой пустыни, и каждый распев звучит лучше в том монастыре, где он возник. Также и у хора должен быть подобран подходящий, удобный для него репертуар, он может формироваться годами, но потом почти не меняться. О.Матфей очень долго собирал репертуар для своего хора и считал неправильным, что потом кто-то "механически" берёт его готовый репертуар и поёт со своим хором. Ведь регент должен найти подходящее именно для своего хора.

- Но ведь хочется попробовать разные традиции, разные распевы. В институте (ПСТБИ), например, изучаются различные распевы и манеры исполнения.

- В целях учёбы это очень хорошо и нужно, регент должен знать различные традиции. Также их можно пробовать в рамках концерта. Но для Богослужения лучше постоянство. Даже у синодального хора был свой неменяющийся репертуар: для будничных дней, для воскресных дней и больших праздников. А всё остальное, сверх того, они пели на концертах.

- Кстати, о праздничном репертуаре. Как можно украсить праздник в плане пения?

- Можно спеть кондак по 6-й песни, светилен, седальны, причастен. Да и хор на праздник у вас, наверное, больше, чем в будни, соответственно, можно взять песнопения для большого состава. Так что создайте будничный и праздничный репертуар, возьмите себе несколько Херувимских, а зачем вам пестрота?

- Расскажите, пожалуйста, о нотных изданиях. Многие регенты жаждут их выхода в свет.

- Изданием нот сейчас занимается Голутвин монастырь, а главный редактор будущих изданий – дьякон Михаил Асмус, у него есть перечень сочинений о.Сергия, мы с ним вместе составляли порядок песнопений в сборнике (сначала должна выйти 1-я его часть). Также готовиться к изданию сборник статей С.З. Трубачёва.

С игуменом Андроником беседовала Савина Мария



Приложение

Статьи, содержащие сведения о С.З.Трубачёве и музыкальном восприятии о.Павла Флоренского:

  1. Ж.М.П. 1983г. №5: «Музыка Богослужения в восприятии священника Павла Флоренского»
  2. Ж.М.П. 1985г. №12 Богословский отдел: «Песнопения панихиды в русской музыке»
  3. Ж.М.П. 1997г. №9 Семейная летопись: «Диакон Сергий Трубачёв. Протоиерей Зосима Трубачёв»
  4. «Музыкальная жизнь» 1989г. №13: «Только в Моцарте. Флоренский и Юдина»
  5. «Музыка и жизнь» 1990г. №5: «Фаворский и музыка»
  6. «Музыкальная академия» 2002г. №3: «Музыка и символ»
  7. «Советская музыка» 1988г. №8, 9: «Музыкальный мир Флоренского. Исконные ритмы души»
  8. «Московская Регентская семинария. Сборник материалов за 98-99гг.» Москва 2002г.: «Традиции и преемственность. Колокольный звон в Даниловом монастыре»